Каракка
на главную
Каракка - тип парусного судна 13-16 веков, имевшего от одной до пяти мачт с прямыми парусами и являвшегося наиболее крупным типом судна своего времени.

Суда имели высокую кормовую надстройку и приподнятый бак и несли три мачты: в середине грот-мачту с большим реем и прямым парусом, состоящим из двух половин, в носу фок-мачту тоже с прямым парусом, на корме бизань-мачту с латинским парусом и на баке бушприт. Борта были закруглены и загибались внутрь, что затрудняло абордаж судна. Отношение ширины корпуса к длине в начале - середине XV в. составляло 1:1,5. Водоизмещение крупнейших судов этого типа достигало 2000 т. Вооружение торговых каракк составляло 10-20 пушек, военных - 30-40.

По своим параметрам и парусному вооружению к караккам может быть отнесено и флагманское судно Колумба - нао "Санта-Мария". Приблизительные размеры судна следующие: длина 23 м, ширина 6,7 м, осадка 2,8 м. водоизмещение 237 т. (грузоподъемность 100 т). Вооружение состояло из четырех 20-фунтовых, шести 12-фунтовых, восьми 6-фунтовых, а также нескольких более мелких пушек (шпрингалов) и мортир и около сотни тяжелых однофунтовых мушкетов. Экипаж 90 человек.

Каракки XVI века имели большее отношение ширины к длине, достигавшее 1:3, и более крупные размеры. Венецианская каракка начала XVI века имела длину 30 м.,ширину 10 м., высоту борта 6,5 м., грузоподъемность более 600 т. и четыре мачты. На фок-мачте и первой грот-мачте были прямые паруса, на второй грот-мачте и бизани - косые. На мачтах устанавливались большие площадки - марсы для размещения арбалетчиков и стрелков из огнестрельного оружия.

Фламандская каракка (середина XVI в.) на фок- и грот-мачтах несла прямые паруса и дополнительно марселя, а на бизани - косые паруса. Длина ее около 35,8 м, ширина 5,7 м, осадка 4,1 м, грузоподъемность 537 т. Экипаж около 90 человек.

Дальнейшим развитием каракки стал галеон.

Изображено на монетах:

Португалия, 50 эскудо, 1986-2000